Зернопоток для лидеров: самые важные порты 2018 г

Основные тренды и крупнейшие операторы рынка

В 2018 году переработка грузов основной зерновой группы в морских портах в целом увеличилась на 1,8%, зерна — 3%.

В минувшем году конкуренция за грузопоток зерна в морских портах Украины обострилась. Стивидорные компании в своих стратегиях пытались привлечь крупных экспортеров широким спектром услуг и привлекательными ставками на перевалку, однако проблемы с ж/д логистикой, а также неравномерность распределения грузопотоков сыграли ключевую роль в показателях работы портов в целом. 

Итоги работы портов

Итоговая цифра - 41 млн 380 тыс. т. всего за 2018 г. составил грузооборот хлебных в портах, что всего на 1,8% выше показателя 2017 году (40,6 млн т.). При этом перевалка зерна достигла показателя 40,3 млн.т., прибавив в общегодовом зачёте 3%.

Odoo текст и блок изображение

 

Фактически, в четырех крупнейших портах Черного моря сконцентрировано более 90% экспортного грузопотока продукции основной зерновой группы, зернобобовых и масличных культур, а также продуктов их переработки. При этом, на фоне существенного прироста отправок зерна в Николаеве и Черноморске удельный вес Азовских портов, Бердянска и Мариуполя в перевалке зерна сократился до исторического минимума – 3,6%.

Сегмент отправок хлебных, на фоне рекордного урожая и интенсивного поступления на внешние рынки зерновых и масляничных во втором полугодии по итогам года достиг, по сути, скромного прироста в 1,8%. Однако некоторые терминалы заявили о рекордных результатах, превышающие в несколько раз предыдущие периоды. Стоит также отметить, что распределение экспортных грузопотоков зерновых среди украинских портов происходило неравномерно.

Для более объективной оценки итогов 2018 г. следует выделить показатели работы 5 крупнейших портов Украины по объему грузооборота зерновых и продовольственных грузов, а также конкретные терминалы, которые стали самыми влиятельными операторами на рынке стивидорных услуг в 2018 году.

Odoo изображение и текстовый блок

Николаевский морской порт - первое место

Среди наиболее влиятельных портовых операторов, нарастивших в минувшем году перевалку зерна от 20% до 45% стоит отметить:

• Морской специализированный порт «НИКА-ТЕРА»

• Гринтур – Экс

• Нибулон

• Дунайская судоходно-стивидорная компания

Николаевский морской порт вышел в лидеры Украины по перевалке зерновых и продовольственных грузов с резким увеличением обработки судов частными стивидорными компаниями с 9,1 млн т. – до 13,1 млн т. (+44,5%). Однако без учета рекордного грузооборота МСП «НИКА-ТЕРА» итоговый показатель Николаевского порта составил бы – 9,1 млн т. 

В самой компании Ника-Тера сообщили о существенных успехах в минувшем году. В часности, рекордных показателей роста грузооборота, +53% к 2017 г., удалось достичь благодаря расширению складских мощностей единовременного хранения, а также благодаря расширению номенклатуры обрабатываемых грузов том числе, шрота подсолнечника.

Также, на итоговые показатели Николаевского порта повлияло решение ГП «АМПУ» учитывать с 2018 г. в его статистику данные одного из крупнейших терминалов в Украине – Морского специализированного порта «НИКА-ТЕРА» и судостроительного завода «Океан», одновременно исключив их из статистики порта «Ольвия», что позволило Николаевскому морскому порту выйти в абсолютные лидеры в Украине по грузообороту и темпам роста хлебных грузов. На 30% с прошлым годом увеличилась перевалка зерновых на рейде Николаевского порта, оператором которой является Николаевский филиал ГП «АМПУ».

Что касается морского специализированного порта «Ольвия», по той же самой причине в 2018 г. показатели перевалки хлебных грузов, в т.ч. зерна были снижены на 78%, с 3,3 млн т. в 2017 г., – до 884 тыс. тонн в 2018-м.

Однако если рассматривать динамику региона в целом, то суммарная доля портов Николаева составила в общем грузообороте хлебных 34%. 

Odoo изображение и текстовый блок

Морской порт «Черноморск» - второе место

Наибольшее влияние на динамику роста второго по величине порта Украины оказали такие терминалы как:

• ТрансБалк Терминал, группы компаний «Кернел», который в 2018г нарастил объемы перевалки зерновых на 20%, более 3,5 млн т. 

• Ильичевский Зерновой Терминал 

• ГП «МТП «Черноморск»

• ООО «Транс-Сервис»

• ООО «Фармшиппинг»

В 2018 г. грузооборот хлебных в морском порту «Черноморск» вырос на 13,5% и составил в 2018 г. 9 млн 219 тыс.т.

Стоит отметить, что две экспортные железнодорожные станции Черноморского морского порта: Ксениево-эксп. и Черноморск-порт эксп. в 2018 г. суммарно обработали 5,3 млн тонн зерновых и продуктов переработки, поступающих в адрес порта в вагонах-зерновозах. Доля доставки зерна автомобильным транспортом зерна в морской порт Черноморск за указанный период выросла и составила около 40%.

Кроме того, в компании Кернел сообщили о своих планах удвоить грузооборот в текущем году. В частности, в первом квартале 2019 года планируется запуск первой очереди второго зернового терминала в морском порту "Черноморск" мощностью 1 млн т/год с последующим развитием до 3 млн т/год к осени 2019 г. В компании заявили, что после окончательной реализации инвестиционного проекта и введения в эксплуатацию терминальных мощностей до конца сезона будет экспортировано до 8 млн тонн зерновой продукции.

Odoo изображение и текстовый блок

Морской порт «Южный» - третье место

Портовые операторы с наибольшими объемами обработанных зерновых грузов:
• ТИС-ЗЕРНО

• ТИС-МИНУДОБРЕНИЯ

• ООО «БОРИВАЖ»

Порт "Южный", входящий в первую тройку крупнейших портов по отправкам зерновых и продовольственных грузов обработал более 8 млн тонн. Несмотря на снижение перевалки на 7,2% он сыграл ключевую роль в морском экспорте зерновых в 2018-м году. 

Самыми влиятельными оператором на рынке стивидорных услуг по-прежнему остаются группа компаний ТИС, и ООО «Бориваж». По нашим оценкам, суммарно терминалами ТИС-Зерно и ТИС-Минудобрения было отгружено более 6 млн тонн зерновых грузов.

Стоит отметить, что на завершающей стадии находится реализация строительства зернового терминала компании М.В. Карго проектной мощностью 5 млн т/год. В декабре минувшего года был установлен последний силос из общего парка – 14 шт. Сообщается, что полноценный запуск производственных мощностей запланирован на весну 2019 г. Кроме того, проблему многокилометровых очередей из зерновозов в период интенсивного поступления зерна на терминалы порта «Южный» сможет решить высокопродуктивная станция разгрузки автомобилей, пропускная способность которой будет составлять 790 автомобилей в сутки. Как сообщили в пресс-службе компании, это – один из лучших показателей скорости обработки грузовиков c зерном среди украинских зерновых терминалов.

Odoo изображение и текстовый блок

Одесский морской порт – четвертое место

Из крупнейших компаний по приему и перевалке зерновых и продовольственных грузов, с объемом обработанных грузов более 1 млн т. в Одесском порту следует выделить:

• ООО «Олимпекс Купе Интернешнл»

• ЧАО «УКРЭЛЕВАТОРПРОМ»

• ООО «Бруклин-Киев»

• ПАО «ГПЗКУ «Одесский зерновой терминал»

Одесский морской порт демонстрирует нисходящую динамику перевалки с 2016 г. В 2018 г. было перевалено 6,8 млн т., что на 759 тыс. т. меньше показателя 2017 г. (7,6 млн т.) и если в 2016 г. объем отгрузок составлял 8,2 млн т., то уже к концу 2018 г. потеря грузопотока за два года составила более 1 млн т. В минувшем году произошло снижение перевалки почти на 10%. 

Odoo изображение и текстовый блок

Бердянский морской порт – пятое место

Наиболее значимыми по грузообороту зерна в Бердянском порту являются компании: 

• ООО «Аскет-Шиппинг»

• ЧАО БЗПТО (Терминал «Агрия»)

•  ГП «Бердянский МТП»

Показатели работы Бердянского порта значительно отличаются от предыдущей четверки. 

Стоит отметить, что объемы перевалки Бердянского морского порта в 2018 г. сократились почти на 12% по сравнению с отгрузками годом ранее – 1,07 млн т.

В целом, в Азовском регионе в течении всего 2018 г. наблюдался спад деловой активности зернотрейдеров, закупающих зерновые культуры для отправки на внешние рынки. Чрезвычайные ситуации с длительными задержками судов и снижение проходной осадки также значительно усугубили ситуацию с грузопотоком. В следствии неопределенности рынка фрахт на коастеры в Азове во втором половине 2018 года взлетел более чем в два раза. Также следует отметить, что зерновые грузы в Бердянский порт поступают автотранспортом, что является лимитирующим фактором в отгрузках.

Морские порты «Ольвия» и Херсон также сократили перевалку зерновых. Однако если СМП «Ольвия» вылетел из первой пятерки рейтинга в следствии исключения из статистики данных СМП «НИКА-ТЕРА», то Херсонский морской порт потерял 28% своего грузопотока в следствии высокой конкуренции со стороны частных стивидорных компаний в регионе. Наиболее значимые объемы зерновых и продовольственных грузов в Херсонском порту переваливается на рейде Администрацией Херсонского морского порта.

Odoo - образец 1 для трех столбцов

СМП "Ольвия"

Odoo - образец 2 для трех столбцов

Херсонский морской порт

 

Примечание: Данный материал основан на анализе как собственных данных zernovoz.in.ua, так и с использованием открытых данных и опросов представителей компаний. Материал предоставлен исключительно в информативных целях, и никакая информация, содержащаяся в представленных данных, не может служить основанием для каких-либо инвестиционных решений. Перепечатка или частичное использование материалов разрешается при условии наличия активной гиперссылки на источник информации zernovoz.in.ua открытой для индексирования поисковыми системами.

Александр Глущенко  

Руководитель аналитического сектора

Zernovoz.in.ua