Автомобильные перевозки зерна наращивают объемы в 2018 г
Обзор рынка автоперевозок зерновых грузов
Начало 2019-го года оживляет рынок автомобильных перевозок зерновых увеличением грузооборота на 12%.
В 2018 году объем транспортировки автомобильным транспортом основных зерновых культур и продуктов переработки вырос более чем на 12% и по предварительным оценкам составил 15 млн тонн. Это, в частности, связано с ростом экспортных перевозок в направлении морских портов Николаева и Одессы, а также переориентацией значительной части грузопотока с железной дороги на автомагистрали.
Нехватка локомотивной тяги и неритмичные отгрузки по сети УЗ привел к переизбытку предложений на перевозку автотранспортом, а также взлету стоимости фрахта. К основным факторам, повлиявшим на тарифы в 2018 году, можно отнести стремительный рост цены на дизтопливо, который в сентябре-октябре 2018 г. преодолел психологический барьер в 30 грн/л на фоне падения гривны к доллару США и роста цены на нефть на мировых рынках. Кроме того, усиление габаритно-весового контроля и штрафы Укртрансбезопасности за его нарушение оказали также влияние на рынок не в пользу грузоотправителей.
По информации перевозчиков, более низкая ставка фрахта на коротком и среднем плече доставки в некоторых областях обусловлена отсутствием или более низким уровнем весового контроля со стороны Укртрансбезопасности, поэтому существует так называемый «коэффициент перегруза». Однако количество перевозчиков желающих работать с перегрузом значительно сократилось. Многие перевозчики уже на этапе подачи заявок в сервисе Zernovoz.in.ua изначально указывают о нежелании работать с перегрузом и нести дополнительные риски.
Семена подсолнечника – второй среди наиболее популярных сельскохозяйственных грузов, заявленных к перевозке автотранспортом. В декабре наиболее активно отгружался средними грузовыми партиями 3-5 тыс. тонн со складов Черниговской и Днепропетровской областей в Кировоград и Одессу по средней цене 660 грн/т. При среднем тарифном расстоянии – 340 км цена перевозки подсолнечника за тонно-км к концу декабря постепенно снизилась до диапазона 1,9-2,4 грн/тонно-км.
Стоит отметить увеличение активности заявок на перевозку характерных для сезона сои, шрота и отрубей.
По наиболее популярным направлениям выделяются заказы из Черновицкой и Хмельницкой в Николаевскую и Херсонскую области. Ставки на перевозку средними партиями по 1 тыс. тонн расположились в диапазоне 1038-1184 грн/т при заявленном расстоянии до 690 км.
Спрос на перевозку пшеницы на коротком плече доставки от 50 до 200 км, по-прежнему актуален в Одесской и Николаевской областях, где необходимо доставлять груз со складов области и элеваторов на портовые терминалы. Дефицит парка зерновозов по-прежнему стимулирует цену перевозки в пределах 5,9-6,7 грн/тонно-км (до 50 км) и до 4,3 грн/тонно-км (до 100 км). На межобластных маршрутах, при расстоянии 630 км, цена перевозки пшеницы из Харьковской в Николаевскую область составила 910 грн/т.
Оценка стоимости автоперевозок из регионов, грн/тонно-км, без НДС
Декабрь 2018
Примечание: данный материал основан на анализе как собственных данных zernovoz.in.ua, так и с использованием открытых данных и опросов представителей компаний. Материал предоставлен исключительно в информативных целях, и никакая информация, содержащаяся в представленных данных, не может служить основанием для каких-либо инвестиционных решений. Перепечатка или частичное использование материалов разрешается при условии наличия активной гиперссылки на источник информации zernovoz.in.ua, открытой для индексирования поисковыми системами.