Авто или железная дорога: что в приоритете у зерна?
Ответ очевиден - развивать нужно и железную дорогу и авто. Но каждый из видов транспорта имеет как свои преимущества так и факторы, сдерживающие развитие.
Проблемы транспортной отрасли хорошо видны на примере логистики зерновых грузов в том числе и всей агропродукции в целом.
Перевозка зерновых, в млн. тон |
||||
Транспорт |
2016 |
2017 |
2018 |
Удельный вес |
Ж/д |
31,9 |
35,7 |
32,9 |
18,89% |
Авто |
132,5 |
127,9 |
140,8 |
80,87% |
Река |
0,48 |
0,37 |
0,41 |
0,24% |
Итого |
164,9 |
164,0 |
174,2 |
100,0% |
Приведенные цифры полностью разбивают стереотип о том, что железная дорога является главной транспортной артерией для сельского хозяйства. Отчасти это утверждение подтверждает доставка зерновых в порты для дальнейшего экспорта, в этом сегменте на долю ж/д транспорта приходится около 72,0%. Если же брать в целом отрасль перевозок с/х грузов, то авто покрывает 80,0%.
Как же формируется такой грузопоток?
Урожай, в млн. тон
| ||||
Культура
|
2016
|
2017
|
2018
|
Отклонение, в %
|
Зерновые
|
66,1
|
61,9
|
70,1
|
6,1%
|
Подсолнечник
|
13,6
|
12,2
|
14,2
|
4,4%
|
Соя
|
4,3
|
3,9
|
4,5
|
4,7%
|
Рапс
|
1,2
|
2,2
|
2,8
|
133,3%
|
Свекла сахарная
|
14,0
|
14,9
|
14,0
|
0,0%
|
Картофель
|
21,8
|
22,2
|
22,5
|
3,2%
|
Итого уборка урожая
|
121,0
|
117,3
|
128,1
|
5,9%
|
Экспорт
Экспорт с/х продукции, в млн. тон
|
| |||
Культура
|
2016
|
2017
|
2018
|
Отклонение, в %
|
Зерновые
|
40
|
41,6
|
41,4
|
3,5%
|
Подсолнечник
|
0,2
|
0,07
|
0,06
|
-70,6%
|
Соя
|
2,7
|
2,9
|
2,2
|
-18,5%
|
Рапс
|
1,0
|
2,1
|
2,4
|
140,0%
|
Итого
|
43,9
|
46,7
|
46,1
|
4,9%
|
Проблемы отрасли
вызывает обвал тарифов, в таких условиях большинство перевозчиков работают с минимальной рентабельностью или ниже себестоимости, что не позволяет
развивать бизнес;