Прирост погрузки зерна по ж/д в январе-марте составил 18%

Основные тренды рынка

В первом квартале 2019 года объем зерновых грузов, доставляемых железнодорожным транспортом вырос до 10,9 млн тонн, что на 17,8% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

Существенный прирост в транспортировке зерна и продукции перемола отмечается с начала 2019 года: в январе транспортировка зерна увеличилась на 18% и составила 3,6 млн тонн, в феврале было погружено 3,4 млн тонн (+17% к 2018г). В марте текущего года погрузка зерновых и продуктов перемола по сети УЗ увеличилась на 12% и составила 3,8 млн тонн, в том числе на экспортных маршрутах было отправлено 3,3 млн тонн, (+27% к марту 2018 г). Внутренним потребителям было доставлено 463 тыс. тонн (-23%). Напомним, что согласно помесячному Плану объемов перевозок грузов, в марте текущего года по экспортным и внутренним маршрутам планировалось доставить до 3,7 млн тонн зерновых грузов.

Объемы погрузки, тыс. тонн

Odoo CMS - это большая картина

По итогам работы за январь-март текущего года в сегменте сельскохозяйственных грузов отмечена одна из самых высоких тенденций погрузки за последние 3 года, опередив показатели уровня аналогичного периода 2017 года на 700 тыс. тонн. Зерно и продукты перемола заняли четвертую позицию, среди наиболее популярных массовых грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Доля сельскохозяйственных грузов в грузовой базе УЗ по итогам I квартала составила более 12% (10,9 млн тонн).  

Ключевой драйвер прироста активность экспортеров кукурузы, на долю которой приходится более 60% всех экспортируемых объемов зерна. Высокая тенденция роста перевозок в марте также объясняется анонсированным в начале года существенным повышением тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Операторы рынка старались вывезти максимальные объемы зерна до вступления в силу индексированных ставок на перевозку.

Odoo CMS - это большая картина

В марте текущего года крупнейшими по приему зерна в Украине стали следующие экспортные припортовые станции, обслуживающие глубоководные порты Большой Одессы и Николаева:

  • Одесса-порт эксп. — 684 тыс. тонн;

  • Черноморская-эксп. (для ТИС) — 633 тыс. тонн;

  • Черноморск-порт эксп. — 568 тыс. тонн

  • Николаев-Грузовой эксп. — 540 тыс. тонн;

  • Ксениево эксп. — 295 тыс. тонн.

Также отмечено увеличение грузооборота припортовой станции Жовтнева эксп до 284 тыс. тонн. 

Таким образом пятерка экспортных припортовых станций-лидеров обслуживает более 80% всего экспортного грузопотока зерна в Украине, доставляемого железнодорожным транспортом.

ТОП-5 экспортных станций в марте 2019 г.

 Odoo CMS - это большая картина

Стомость доставки грузов ж/д транспортом подорожала

Несмотря на обращения отраслевых Ассоциаций, грузовладельцев и представителей бизнеса отозвать проекты нормативных актов и провести соответствующие корректировки до экономически обоснованного уровня, тарифы на грузовые железнодорожные перевозки были повышены не с 1 апреля, как ожидалось, а с 30 марта текущего года

Топ-менеджмент УЗ ожидал, что индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в пределах Украины на 14,2%  это первый этап на пути к внедрению постоянно действующей модели автоматической индексации тарифов на индекс цен производителей промышленной продукции.

«Самым главным является то, что сегодня уже не стоит вопрос о целесообразности введения автоматической индексации тарифов. Остается только решить, в какие сроки это будет сделано, поскольку общая система тарифообразования, как обсуждался на совещании в Государственной регуляторной службе Украины, будет разработана Укрзализныцей совместно с участниками рынка и государственными органами в 1 июля 2019 и должен устранить все несовершенства нынешней системы, как -то разрыв в стоимости перевозки грузов, порожнего пробега и дополнена необходимыми элементами автоматической индексации», — сообщил Директор по экономике и финансам АО «Укрзализниця» Андрей Рязанцев.

Однако ожидания компании относительно принятия автоматической индексации тарифа не оправдались. Проект постановления КМУ, которым предусматривается автоматическая индексация железнодорожных тарифов на индекс цен промышленных товаропроизводителей был остановлен на уровне Министерства экономического развития и торговли Украины, которое не поддержало соответствующий нормативно-правовой акт.

В частности, в письме ведомства указывается, что Кабинет министров Украины постановлением от 25.12.1996 №1548 "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)" определил, что тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги устанавливает Мининфраструктуры по согласованию с МЭРТ и Минфином. Кроме того, в документе подчеркивается, что способ государственного регулирования тарифов путем их автоматической индексации законом не предусмотрен.

«Процесс формирования и установления тарифов на перевозку грузов в пределах Украины и связанные с ними услуги должно происходить с учетом законов, а уровень тарифов утверждаться (фиксироваться) уполномоченным органом, в частности, к созданию национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта,  Мининфраструктуры по согласованию с МЭРТ и Минфином» поясняется в ответе министерства. 

Очевидно, что диалог между участниками рынка и УЗ относительно дальнейшей индексации в сторону увеличения тарифов, в том числе в рамках заседаний Межведомственного штаба по оперативному решению вопросов логистики в сельском хозяйстве будет продолжен.

Однако существенного прогресса в этом диалоге стороны пока не достигли. Представители бизнеса стараются формализировать договоренности и  получить прозрачность, прогнозируемость и предсказуемость стоимости перевозок, зафиксировав основное позиции в проекте Меморандума о взаимопонимании, предложенного на площадке УЗА (Украинская Зерновая Ассоциация). В УЗ заявляют, что текст документа в полной мере не отвечает интересам АО "Укрзализныця" и требуют его полной переработки.

«Сделать то, сделать другое, тарифы не поднимать, малодеятельных станции не закрывать ... Здесь прописаны почти все те вопросы, над которыми мы сейчас и работаем. Кроме того, в с. 6 говорится, что «меморандум не предусматривает никаких финансовых обязательств между сторонами за сотрудничество, обусловленную настоящим меморандумом», тогда как в ст. 1 и ст. 3 четко говорится о финансовой ответственности для УЗ, - сказал начальника департамента коммерческой работы «Укрзализныци» Анатолий Бондарь и добавил: - сегодня участники рабочей группы не согласуют предложенный текст, его нужно полностью менять, исключать оттуда вопросы тарифов, малодеятельных станций и т.п.».

Со своей стороны, президент УЗА Николай Горбачев отметил, что зерновики предложили Укрзализныци Меморандум о взаимопонимании и это не навязывание условий игры.

«Целью заключения Меморандума является не навязать железной условия игры, а создать более благоприятный режим функционирования отрасли и ведения бизнеса. Именно формализация и фиксация договоренностей между зерновиками и УЗ является насущной необходимостью для объединения усилий по принятию законопроекта №9512 «О железнодорожном транспорте», предусматривающий допуск частной тяги, решение вопроса функционирования малодеятельных станций, навести порядок в железнодорожном тарифообразовании, предусматривающий прозрачность, прогнозируемость и предсказуемость стоимости перевозок, а также решения других железнодорожных сложностей, имеют участники рынка», - заявил президент УЗА.

Удлинение тяговых плеч

Укрзализныця объявила, о внедрении принципиально новой схемы организации движения грузовых поездов  удлинение тяговых плеч на наиболее грузонапряженных участках. По оценкам компании это поможет улучшить производительность тягового подвижного состава, уменьшит оборот вагона и ускорит доставку грузов. 

«Мы увеличили тяговые плечи на наиболее грузонапряженных участках от Знаменки до Клепарова, от Полтавы до портов Одессы, от Волновахи в Николаев, а также от Волновахи в Запорожье. По нашим расчетам, это уменьшит срок доставки грузов в среднем на 10-20% по сравнению с существующими технологиями »,   рассказал операционный директор  АО «Укрзализныця» Вячеслав Еремин.

Пробег локомотива в результате новой организации движения увеличился на 120 км / сутки на тепловозной тяге и на 60 км / сутки - на электротяге. Таким образом производительность электровоза выросла на 16% и тепловоза - на 54%.

В УЗ подсчитали, что экономический эффект от такой работы сравним с затратами на содержание 10 локомотивов в сутки. Новый режим движения сначала в тестовом, а затем в штатном режиме вскоре начнет работать на участках Коростень - Конотоп, Казатин - Конотоп.

В апреле планируется также начало проекта по доставке грузов из Николаева в Днепр одним локомотивом. 

В компании ожидают, что, имплементация новой схемы организации движения позволит УЗ получить положительные финансовые результаты.


Александр Глущенко

Руководитель аналитического сектора

Zernovoz.ua