Железнодорожные отгрузки зерна в 2018 году
Основные тренды и крупнейшие отправители
По итогам 12 месяцев 2018 г. АО "Укрзализныця" перевезла 33,7 млн тонн зерна. Крупнейшими отправителями года стали Кернел-Трейд, Укртранслогистика-2, ТЭП Транско, ТЭП Вертикаль, Атланта-Агро и СП Нибулон.
По оценке аналитиков Zernovoz.in.ua итоговый грузооборот Укрзализныци в разрезе зерновых грузов и продуктов переработки в 2018 году составил 33,7 млн тонн, что на 3 млн 195 тыс. тонн меньше показателя отгрузок компании за 12 месяцев 2017 года (36,9 млн тонн). Высокий спрос на украинскую кукурузу на внешних рынках в текущем сезоне был основным драйвером, который позволил нарастить отгрузки зерновых начиная с августа 2018 года. Однако, в конечном итоге, показатели не смогли превысить уровень отправок 2017 года.
Значительно увеличили динамику роста декабрьские перевозки, достигнув показателя 3 млн 559 тыс. тонн, что на 323 тыс. тонн выше грузооборота декабря 2017 года (3 млн 236 тыс.тонн), при этом в структуре грузопотока 2 млн 938 тыс. тонн было отправлено в экспортном направлении вагонами-зерновозами в адрес морских портов (+283 тыс. тонн к показателю декабря 2017 года). На внутренних маршрутах Укрзализныця перевезла более 420 тыс. тонн зерна, что соответствует уровню аналогичного периода 2017 года (410 тыс. тонн).
Кукуруза с удельным весом 49% и объемом перевозки 17 млн тонн заняла первое место в общем грузообороте Укрзализныци в 2018 году.
Транспортировка в сегменте пшеницы за 12 месяцев 2018-го года составила 9 млн 370 тыс. тонн.
ТОП-10 сельскохозяйственных грузов, перевезенных железнодорожным транспортом в 2018 году
Груз | тыс. тонн | Доля в % |
Кукуруза | 17 013 | 49,0 |
Пшеница | 9 370 | 27,0 |
Семена масл. пр. | 1 737 | 5,0 |
Ячмень | 1 539 | 4,4 |
Семена подсолн. | 920 | 3,0 |
Семена сои | 901 | 2,9 |
Шрот корм. пр. | 752 | 2,1 |
Шрот 1,5-11 вл. | 653 | 1,9 |
Жмыхи | 468 | 1,3 |
Зерно Бобов. | 328 | 0,9 |
Стоит отметить, что острый дефицит локомотивной тяги, в большей степени магистральной, значительно повлиял на показатель оборачиваемости вагонов, который на начало декабря в среднем составлял 12,3 суток, а также на выполнение основных и дополнительных планов предприятий по отгрузке зерна.
Кроме того, глобальная маршрутизация на всей линии УЗ фактически ограничила доступ небольшим агокомпаниям к инфраструктуре для осуществления отгрузок зерна с большинства элеваторов и станций, которые не являются маршрутными. Как следствие, от участников рынка неоднократно поступали жалобы о том, что такие предприятия находятся в неравных конкурентных условиях с крупными агрохолдингами, которые владеют большими маршрутными элеваторами и имеют регулярный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Многие грузоотправители в 2018 году, в самый пик зернового сезона были вынуждены доставлять значительные объемы зерновых грузов в морские порты автотранспортом по более высоким тарифам. Сюда можно отнести и рост сегмента "двойной перевалки" — перемещение с малых складов на маршрутные элеваторы для отправки. Рынок искал пути выхода из критической ситуации с логистикой доставки грузов привлекая с каждым месяцем всё большее количество большегрузного автотранспорта.
Что касается тарифов на использование вагонов-зерновозов АО "Укрзализныця", то в течении 2018 года ставки возросли на 56%, с 655 грн./сут (февраль 2018 г.) до 1055 грн./сут (ноябрь 2018 г.), что также вызвало существенный диссонанс в отраслевых кругах.
Однако аналитики отмечают, что существенное повышение стоимости аренды зерновозов стоит ждать именно в 2019 году, поскольку стартовавшие первые аукционы "ProZorro" по продаже услуг c использованием вагонов зерновозов уже в январе повысили ставки аренды вагонов более чем в 4 раза. Так, уже 10 января Укрзализныця провела 7 аукционов на право аренды зерновозов. Общее количество предложенных вагонов — 50. Ставки, которые предложили победители, разместились в диапазоне от 3800 до 4500 гривен за аренду одного зерновоза в сутки.
В свою очередь в Министерстве инфраструктуры заявили о необходимости перехода на 100% распределение грузовых вагонов через систему электронных торгов ProZorro. Об этом заявил министр инфраструктуры Омелян на заседании Кабинета Министров 10 января.
ТОП-10 зерновых станций 2018 года
ТОП-10 станций-отправителей зерна в 2018 году
Станция | Вагоны | Тонны |
Прилуки (Южн.) | 9 703 | 621 713 |
Кролевец (Юго-Зап.) | 9 253 | 594 652 |
Сула (Южн.) | 7 772 | 497 563 |
Торопиловка (Южн.) | 7 762 | 486 721 |
Винница (Юго-Зап.) | 7 741 | 467 825 |
Хмельник (Юго-Зап.) | 7 193 | 465 518 |
Балин (Юго-Зап.) | 6 875 | 445 732 |
Миргород (Южн.) | 6 241 | 407 193 |
Бобровицы (Юго-Зап.) | 5 934 | 390 983 |
Глобино (Южн.) | 5 481 | 351 480 |
Основные и наибольшие объемы зерновых и продуктов перемола за январь-декабрь 2018 года доставлялись маршрутами АО "Укрзализныця" со станций Региональных филиалов Южной и Юго-Западной железной дороги, что подтверждает утверждения многих учасников аграрного рынка об отсутствии или осложненном доступе к инфраструктуре Запорожской, Донецкой, Луганской областей, а также значительными трудностями с логистикой отправок из Львовской, Тернопольской, Харьковской и Полтавской областей, поскольку многие зерновые станции в этих областях не попали в планы маршрутизации.
Отметим, что АО "Укрзализныця" не имеет возможности самостоятельно принять решение о закрытии той или иной станции, поэтому с 2018 года заявки предприятий на планы вагонов в АС "Месплан" на малодеятельные станции, которые не в ходят в планы маршрутизации не подтверждаются.
ТОП-20 компаний-отправителей зерновых грузов в 2018 году
На основе собственных аналитических данных мы составили рейтинг крупнейших компаний-операторов 2018 года, которые отправили наибольшее количество вагонов с зерновыми грузами в адрес морских портов. В этот список вошли крупные вертикально-интегрированные агрохолдинги, такие как Кернел и Нибулон. Однако стоит отметить, что в десятку крупнейших отправителей также попали и транспортно-экспедиторские компании, которые широко известны на рынке перевозок. Такие как ООО "Укртранслогистика 2", а также ТЭП "Транско" и ТЭП "Вертикаль", которые являются крупнейшими операторами логистических услуг на рынке железнодорожных перевозок в Украине. В представленный рейтинг вошли компании с отправлениями более 5 тыс. вагонов и объемами транспортировки зерновых железнодорожным транспортом более 400 тыс. тонн.
Название объем, млн.т к-во вагонов
1. Кернел-Трейд 2,2 35 070
2. Укртранслогистика 2 2,0 31 963
3. ТЭП Транско 1,8 28 800
4. ТЭП Вертикаль 1,3 20 456
5. ЧП "Атланта-Агро" 1,2 16 962
6. СП "Нибулон" 1,0 16 326
7. Первая логистическая комп. 0,9 14 536
8. Промвагонтранс 0,9 13 778
9. Эрант 0,8 12 815
10. Компания "Мелагрейн" 0,8 12 813
11. Транс-Групп 0,7 11 868
12. ПАО "МХП" 0,6 9 623
13. Агро-Транс-Магистр. 0,6 9 341
14. ТЭК "Оптима" 0,6 8 957
15. Компания-Агроинвест 0,5 8 169
16. Компания Транско 0,5 7 888
17. Райдо Транс Логистик 0,5 7 933
18. Грейнсвард 0,5 7 855
19. Злата-Трейд 0,4 7 364
20. ЧП "С И С Групп" 0,4 5 913
Примечание: Данный материал основан на анализе как собственных данных zernovoz.in.ua, так и с использованием открытых данных и опросов представителей компаний. Материал предоставлен исключительно в информативных целях, и никакая информация, содержащаяся в представленных данных, не может служить основанием для каких-либо инвестиционных решений. Перепечатка или частичное использование материалов разрешается при условии наличия активной гиперссылки на источник информации zernovoz.in.ua открытой для индексирования поисковыми системами.