Производители грузовиков призывают к широкому внедрению системы большей вместимости
Для сокращения выбросов CO2 в атмосферу
Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) считает, что это значительно сократит выбросы CO2 в атмосферу. Об этом сообщает Zernovoz.ua со ссылкой на доклад АСЕА — организацию, объединяющую крупнейших европейских производителей автомобилей.
Основная цель ассоциации — добиться изменения допустимых габаритных норм для грузовиков через политические решения на уровне ЕС и масштабировать новые стандарты длины автопоездов — до 32 метров по всей территории Европейского Союза.
Это должно позволить крупногабаритным транспортным средствам большой вместимости, специально предназначенным для перевозки, доставлять в два раза больше грузов, чем стандартные грузовики, а также перемещаться по отдельным участкам дорожной сети ЕС.
Такое широкое использование "Мегагрузовиков" набирает популярность по всей Европе и известно как Европейская модульная система (EMS). По сути - это решение, которое позволяет составлять из существующих грузовых единиц, также называемых модулями, более длинные, а иногда и более тяжелые комбинации транспортных средств, для использования в некоторых участках дорожной сети. EMS повышает эффективность автомобильных грузовых перевозок и снижает их воздействие на окружающую среду. На практике это позволяет национальным властям разрешать проезд грузовых автомобилей габаритнее «нормального» максимума для тяжелого грузовика длиной 16 метров и весом 40 тонн.
Транспортные средства большой вместимости в виде модулей в рамках Европейской модульной системы (EMS) уже разрешены в Бельгии, Дании, Финляндии, большинстве федеральных земель Германии, Нидерландах, Португалии, Испании и Швеции. В этих странах сокращение выбросов CO2 подтверждено на практике. Ранее возникшие опасения в отношение возможного перехода от рельса к дороге, износа дорог и мостов, а также безопасности оказались несостоятельными.
Опыт показывает, что автомобили большой грузоподъемности более эффективны и производительны, чем обычные автомобили большой грузоподъемности, поскольку они могут консолидировать груз из небольших грузовиков, потребляя меньше топлива и производя меньше выбросов. Это делает их более экологичными, чем стандартные комбинации автомобилей. Действительно, согласно новому исследованию ACEA, три большегрузных автомобиля могут заменить шесть обычных грузовиков, снижая выбросы CO2 до 27%.
Эффективность использования транспорта на ЕМS
Первые стандарты CO2 в ЕС для транспортных средств большой грузоподъемности были установлены недавно, со сроками до 2025 и 2030 годы. «Производители грузовых автомобилей стремятся внести свой вклад в снижение выбросов», - пояснил генеральный секретарь ACEA Эрик Йоннерт. - Однако этих стандартов эффективности для новых транспортных средств будет недостаточно, чтобы снизить общий объем выбросов CO2 от автомобильного транспорта».
Ожидается, что спрос на грузовые перевозки существенно вырастет в ближайшие десятилетия. Автомобили большой вместимости обеспечивают экономически эффективные средства для удовлетворения этого растущего спроса при одновременном контроле выбросов углекислого газа без необходимости изменения или расширения существующей дорожной инфраструктуры Европы.
Сможет ли Украина внедрить подобные стандарты?
Стоит отметить, что «модульная концепция», определенная в Директиве 96/53 ЕС, Статья 4, § 4 (b), звучит следующим образом: «Государство-член, которое разрешает осуществление транспортных операций на его территории транспортными средствами или комбинациями транспортных средств с размерами, отличающимися от тех, которые указаны в Приложении I, также позволяет использовать автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы, которые соответствуют размерам, указанным в Приложении I, для использования в таких комбинациях, чтобы достичь как минимум длины погрузки, разрешенной для этого члена, чтобы каждый оператор мог получить выгоду от равных условий конкуренции».
По сути, положения Директивы № 96/53 ЕС должны были быть имплементированы в Украине еще в 2017 году. Однако инициатива и «версия» Укравтодора по изменению национального законодательства пока значительно отличаются вышеупомянутой концепции, ведь наши чиновники интерпретируют положения Директивы 96/53 ЕС в сторону снижения весовых норм в зависимости от осей транспортного средства.
Однако в соответствии с Директивой 96/53 каждое государство-член может свободно разрешать различные комбинации существующих стандартизированных в ЕС модулей, если они вообще существуют.
Подытоживая, можно сказать, что использование EMS положительно скажется на общем объеме грузовых перевозок, поскольку более эффективные грузовые автомобили будут стимулировать конкуренцию, а также инновации в смежных видах транспорта, таких как железная дорога, что будет всегда будет выгодно для конечного потребителя.