Морские порты в ноябре нарастили перевалку зерновых в 1,5 раза

аналитика за ноябрь

По итогам ноября показатели отгрузок зерновых и продовольственных грузов в морских портах Украины продолжили рост: всего обработано за месяц 5 млн 97 тыс. тонн, что на 47,7% выше показателя ноября прошлого года.

В ноябре текущего года объемы перевалки хлебных грузов морскими портами значительно возросли, — до 5,09 млн тонн, превысив на 1,64 млн тонн уровень показателя ноября 2017 года (3,45 млн тонн).

Основная причина прироста — активный экспорт кукурузы нового урожая, на долю которой пришлось ноябре более 67% всех экспортных отправок через морпорты.

 Экспорт зерновых и продовольственных грузов, обработанный стивидорными компаниями в украинских морских портах, составил 4 млн 899 тыс. тонн, что на 1,58 млн выше показателя аналогичного периода прошлого года. 

Всего по итогам января-ноября текущего года морскими портами было обработано 36 млн 861 тыс. тонн хлебных грузов (-2,2% к 11 мес. 2017г.), в том числе зерна — 34 млн 388 тыс. тонн, -1,2% к аналогичному периоду 2017г. (34 млн 794 тыс.).

Odoo текст и блок изображение

Снижение грузооборота зерна в портах Азовского моря

По итогам 11 месяцев произошел существенный спад перевалки зерна в азовских портах Украины — Мариуполь и Бердянск, удельный вес которых в общем грузообороте зерна сократился с 4,5% в 2017г. до 3,7% в нынешнем периоде.

По показателям работы 11 месяцев 2018 г. грузооборот зерновых в портах Азовского моря составил:

Мариупольский морской порт — 488,75 тыс. тонн (- 27,5%);

Бердянский морской порт        — 895,20 тыс. тонн ( -10,1%).

Торговая активность украинских портов Приазовья в текущем году существенно снижена из-за значительного осложнения ситуации с доставкой грузов железной дорогой, ввиду отсутствия необходимого количества локомотивной тяги, а также несвоевременное обеспечение грузоотправителей необходимым количеством порожних вагонов.

Недостаток свободного тоннажа на фрахтовом рынке также способствовал существенному падению активности зернового тренда в азовских портах, поскольку судовладельцы предпочитают выполнять контракты в большей степени из портов РФ, ввиду отсутствия простоев в ожидании прохода через Керчь-Еникальский  канал, а также более ослабленным режимом досмотра, для судов следующих в украинские порты Азовского моря. Кроме того, на торговых площадках сократилось количество зернотрейдеров, осуществляющих закупку сельскохозяйственных культур для экспортных отправок через порты Мариуполь и Бердянск.

                                                           ТОП-10 морских портов и зерновых терминалов за 11 месяцев 2018 года

По результатам 11 месяцев 2018 года треть всех зерновых и продовольственных грузов обработал Николаевский морской порт, перевалка которого за отчетный период составила 11 млн 682 тыс. тонн (+ 40,4% к 11 мес. 2017 г.). Далее в лидерах следует морской порт «Черноморск», с долей перевалки 22,5% (8 млн 325 тыс.тонн, +12,3%). Морской порт «Южный» — 18,9% от всех отгруженных зерновых в Украине (6 млн 994 тыс. тонн, -11,9%). Одесский морской порт — 16,7% (6 млн 168 тыс. тонн -12,8%). 

По итогам 11 месяцев крупнейшими терминалами по обработке хлебных грузов в морских портах являются.

Морской порт «Южный» —  Группа компаний ТИС — 6 223 тыс. тонн;

Морской порт «Черноморск» — ТрансБалкТерминал — 3 371 тыс. тонн;

Николаевский морской порт/СМП "Ольвия" — Ника-Тера — 2 973 тыс. тонн.

Николаевский морской порт — Дунайская судоходно-стивидорная компания — 2 891 тыс. тонн;

Морской порт «Черноморск» — Ильичевский зерновой терминал — 2 580 тыс. тонн;

Николаевский морской порт — СП Нибулон — 2 464 тыс. тонн;

Николаевский морской порт — Гринтур-Экс — 2 339 тыс. тонн;

Одесский морской порт — Олимпекс Купе инт. — 1 712 тыс. тонн;

Одесский морской порт — Укрэлеваторпром — 1 444 тыс. тонн;

Одесский морской порт — Бруклин-Киев — 1 175 тыс. тонн.

Примечание: по данным ГП «АМПУ» по состоянию на 05.12.2018 г.


Александр Глущенко

Руководитель аналитического сектора

Zernovoz.in.ua