Авто или железная дорога: что в приоритете у зерна?

                                              На этот вопрос ответил основатель и руководитель компании Zernovoz.ua Александр Мащенко в рамках Международного Черноморского Транспортного форума TRANS EXPO ODESSA 2019, который проходил с 18 по 19 сентября в морской столице Украины - Одессе.

                                              Ответ очевиден - развивать нужно и железную дорогу и авто. Но каждый из видов транспорта имеет как свои преимущества так и факторы, сдерживающие развитие.

                                              Проблемы транспортной отрасли хорошо видны на примере логистики зерновых грузов в том числе и всей агропродукции в целом.
                                              Согласно данным Государственной службы статистики и собственных оценок Zernovoz.ua, реальная картина объема перевозок основных с/х культур следующая:

                                              Перевозка зерновых, в млн. тон

                                              Транспорт

                                              2016

                                              2017

                                              2018

                                              Удельный вес

                                              Ж

                                              31,9

                                              35,7

                                              32,9

                                              18,89%

                                              Авто

                                              132,5

                                              127,9

                                              140,8

                                              80,87%

                                              Река

                                              0,48

                                              0,37

                                              0,41

                                              0,24%

                                              Итого

                                              164,9

                                              164,0

                                              174,2

                                              100,0%


                                              Приведенные цифры полностью разбивают стереотип о том, что железная дорога является главной транспортной артерией для сельского хозяйства. Отчасти это утверждение подтверждает доставка зерновых в порты для дальнейшего экспорта, в этом сегменте на долю ж/д транспорта приходится около 72,0%. Если же брать в целом отрасль перевозок с/х грузов, то авто покрывает 80,0%.

                                              Как же формируется такой грузопоток?
                                              Сбор урожая
                                              На протяжении последних трех лет, Украина существенно нарастила валовой сбор зерновых и масличных с/х культур. Основным видом транспорта для вывоза из поля является авто по понятным причинам.

                                              Урожай, в млн. тон

                                              Культура

                                              2016

                                              2017

                                              2018

                                              Отклонение, в %

                                              Зерновые

                                              66,1

                                              61,9

                                              70,1

                                              6,1%

                                              Подсолнечник

                                              13,6

                                              12,2

                                              14,2

                                              4,4%

                                              Соя

                                              4,3

                                              3,9

                                              4,5

                                              4,7%

                                              Рапс

                                              1,2

                                              2,2

                                              2,8

                                              133,3%

                                              Свекла сахарная

                                              14,0

                                              14,9

                                              14,0

                                              0,0%

                                              Картофель

                                              21,8

                                              22,2

                                              22,5

                                              3,2%

                                              Итого уборка урожая

                                              121,0

                                              117,3

                                              128,1

                                              5,9%


                                              Экспорт
                                              Соответственно также произошел рост экспорта зерновых.

                                              Экспорт с/х продукции, в млн. тон

                                               

                                              Культура

                                              2016

                                              2017

                                              2018

                                              Отклонение, в %

                                              Зерновые

                                              40

                                              41,6

                                              41,4

                                              3,5%

                                              Подсолнечник

                                              0,2

                                              0,07

                                              0,06

                                              -70,6%

                                              Соя

                                              2,7

                                              2,9

                                              2,2

                                              -18,5%

                                              Рапс

                                              1,0

                                              2,1

                                              2,4

                                              140,0%

                                              Итого

                                              43,9

                                              46,7

                                              46,1

                                              4,9%


                                              Проблемы отрасли
                                              Положительная динамика роста валовых сборов и объемов экспорта зерновых и масличных культур очень остро поставила вопрос логистики этих грузов. В 2018 году украинская транспортная система оказалась совершенно не готовой к рекордному урожаю кукурузы. По мнению аналитиков, в среднем, на полях осталось от 5% до 8% урожая из-за неспособности осуществить, вовремя, его доставку в порты, а это внимание - от 1,74 млн. тон до 2,78 млн. тон.
                                              То есть дальнейший рост объемов урожаев становится зависимым от логистики, которая сейчас находится в статусе «догоняющей».
                                              Если говорить по видам транспорта, то становится понятно, что железная дорога достигла «потолка» в перевозках зерновых. Пик грузооборота пришелся на 2017 год и составил 35,7 млн. тон., в 2018 – 32,9 соответственно, и это несмотря на позитивные изменения в работе гос монополиста - «Укрзализныци», которые состоялись в последние годы. Учитывая этот фактор, а также рост тарифов на перевозки, происходит постепенный перенос грузооборота по экспортным маршрутам на автотранспорт. Но рынок автоперевозок имеет низкий уровень организации, ибо в отличие от железной дороги, где работает один монополист, представлен большим количеством малых предприятий, которые имеют от 2 до 5 грузовых автомобилей в своем парке. Как следствие у этого сегмента бизнеса отсутствует большое лобби для организации правил игры и продавливания важных решений в Верховной Раде. Такое положение вещей порождает ряд факторов, сдерживающих развитие сегмента автомобильных перевозок:
                                              - кадры - а точнее их отток, в области наблюдается дефицит водителей, несмотря на рост заработных плат;
                                              - теневой рынок - около 50% грузооборота находится в тени;
                                              - перегруз - отсутствие прозрачных правил и равной ответственности владельца груза и перевозчика;
                                              - тарифы и демпинг - вследствие теневого оборота и перегруза, происходит не честная конкуренция на рынке, некоторые перевозчики прибегают к демпингу, что         
                                                вызывает обвал тарифов, в таких условиях большинство перевозчиков работают с минимальной рентабельностью или ниже себестоимости, что не позволяет 
                                                развивать бизнес;
                                              - простои в очередях, «склады на колесах» - вследствие низкой организованности, о чем было сказано выше, поставки зерновых в портовые элеваторы происходят хаотично, скорость выгрузки из автотранспорта ниже чем у вагонов, это порождает низкую оборачиваемость грузового транспорта.
                                              Что необходимо сделать?
                                              1. Победить перегрузы - введение трехсторонней ответственности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, что сделает рынок более прозрачным и цивилизованным с равными условиями для всех участников.
                                              2.  Улучшить доступ к рынку автоперевозок, как самих перевозчиков так и грузовладельцев, путем введения ИТ решений, например Zernovoz.ua, что будет сглаживать сезонные перекосы в спросе и предложении услуг перевозки.
                                              3.  Введение цивилизованного учета и контроля очередей на элеваторах и в портах.
                                              4.  Введение гарантий и ответственности всех участников рынка, что станет возможным с уменьшением доли теневого оборота и уменьшением расчетов в «кэше».
                                              5.  Ценить партнерство, переводить деловые отношения на долгосрочную основу с участниками рынка, имеющими хорошую репутацию.