Электронная ТТН: революция или повод пошуметь?

проект приказа Мининфраструктуры

Министерство инфраструктуры Украины обнародовало для общественного обсуждения на своем сайте проект приказа «Об утверждении Изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине».

Приказом предусматривается внесение изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.1997 г.. № 363. В частности, предлагается предусмотреть оформление товарно-транспортной накладной (ТТН), а также других сопроводительных документов, в виде электронного документа.

Несмотря на то, что общественное обсуждение на официальном сайте МИУ будет проводиться включительно до 29 декабря текущего года, данный документ требует согласования целого ряда министерств и ведомств, а именно: Министерством финансов Украины, Министерством экономического развития и торговли Украины, Министерством внутренних дел Украины, Государственной фискальной службой Украины, Государственной регуляторной службой Украины, Государственной службой Украины по безопасности на транспорте. 


Odoo CMS - это большая картина

Образец товаро-транспортной накладной к проекту приказа Мининфраструктуры

Хотя данным проектом документа приводится определение электронной ТТН. Это не означает, что существующая бумажная система будет упразднена. Так, главу 1 предлагается изложить в следующей редакции:

«Товарно-транспортная накладная - единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, является одним из документов, который может использоваться для списания товарно-материальных ценностей, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные настоящим Порядком».

При этом, документом определено, что в случае оформления электронной ТТН сопроводительные документы также добавляются в электронном виде с наложением электронной подписи. В случае оформления товарно-транспортной накладной в бумажной форме сопроводительные документы подаются в бумажной форме за подписью ответственных лиц. Кроме того, предполагается, что стороны могут внести в ТТН любую другую информацию, которую они считают необходимой.

Таким образом, авторы проекта приказа внедряют электронный учет выполненной работы по перевозке груза в виде электронной формы товарно-транспортной накладной, однако существующей редакцией не предусмотрено создание какой-либо Базы данных или электронного Реестра для учета и обработки е-ТТН, а также будет-ли обязательной такая регистрация  для привычных бумажных товаро-транспортных накладных.

Также стоит отметить, что многие частные компании в Украине уже активно ведут разработку программного обеспечения и внедрение электронных реестров ТТН, к примеру дополнительные модули M.E.Doc для производителей и реализаторов подакцизных товаров. Данный модуль разработан для работы с системой электронного администрирования реализации топлива (СЕА РП) и предусматривает работу с товарно-транспортными накладными. Однако участие в них носит исключительно добровольный характер и и повлиять на теневой рынок они не могут.


Александр Глущенко

Руководитель аналитического сектора

Zernovoz.in.ua