Экспортеры не могут выполнить контракты из-за отсутствия локомотивов и низкой оборачиваемости вагонов-зерновозов

Постоянные задержки в подаче вагонов приводят к срыву контрактов

Отечественные сельхозпроизводители жалуются на логистические проблемы, вызванные нехваткой локомотивов и, как следствие, низкой оборачиваемостью вагонов-зерновозов. 

Из-за отсутствия локомотивов и низкую оборачиваемость вагонов-зерновозов аграрии не выполняют контрактных обязанностей по экспорту зерна. Об этом сообщают в профильном союзе и ассоциации - ГС «Всеукраинский аграрный совет» и ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса».

Постоянные задержки в подаче вагонов нередко приводят к срывам внешнеэкономических контрактов. Однако даже когда предприятия располагают собственным вагонным парком, они все равно не успевают быстро отгрузить продукцию из-за низкой оборачиваемость вагонов, которая порой достигает 20 суток. Поэтому допуск частной тяги на украинский рынок будет способствовать увеличению оборачиваемости вагонов-зерновозов и бесперебойному экспорта аграрной продукции, - считают в ВАС.

Как отметил основатель «Торгово-промышленной компании «Виком» Олег Маркин, филиал его компании - Комаровецкое хлебоприемное предприятие (Хмельницкая обл.) Из-за проблем с железной пока не в состоянии обеспечить плановое отгрузки зерновых.

«Маневровый локомотив работает на 3 станции, и даже если есть свободные вагоны для загрузки, их подают иногда в течение 3-5 дней. Мы готовы приобрести для предприятия маневровый локомотив, установить электронные железнодорожные весы, но не можем сделать это без государственного содействия », - отметил Маркин.

По его словам, с 2015 года на предприятии происходит реконструкция действующих мощностей и установка новых по хранению и сушке зерновых с привлечением средств ЕБРР и Всемирного банка. Поэтому из-за проблем с железной дорогой под угрозой срыва оказался второй этап реконструкции предприятия с привлечением инвестиций в размере около 1 млн долл.

В тяжелом положении оказался также Антон Пархоменко - представитель ООО «Форвард» (Сумская обл.).

«По состоянию на начало октября мы до сих пор вывозим те объемы, которые должны быть отгружены еще в августе. С августовских запасов нам еще остается отгрузить около 50 тонн рапса и 380 тонн пшеницы. Задержка происходит из-за банальной задержки вагонов », - отметил он.

По словам руководителя ООО «Ист Агро Сервис» (Черниговская обл.) Александра Коваленко, его компания осуществляет перевозки исключительно благодаря арендованным вагонам, однако отсутствие локомотивов и в его случае вызывает значительные задержки с отгрузкой продукции.

«На нашей станции вагоны могут стоять по 12:00 из-за отсутствия тяги. Но это даже не единственная проблема. Задержки нередко происходят в портах. Дело в том, что при отгрузке продукции в порту предпочтение отдается государственным вагонам, а поэтому предприятия, которые воспользовались арендованным подвижным составом, могут простаивать еще до 7 дней », - сказал аграрий.

В то же время сельхозпроизводители сталкиваются со значительными проблемами в связи с закрытием железнодорожных станций. Так, например ПАП «Агропродсервис» (Тернопольская обл.) В 2018 году построило элеватор мощностью 25 тыс. тонн единовременного хранения на территории станции «Денисов-Купчинцы», которую «Укрзализныця» закрыла, оправдываясь ее убыточностью. Однако, по словам коммерческого директора компании «Агропродсервис» Тараса Барана, предприятие имеет мощности для загрузки 12 вагонов в сутки.

«У нас есть возможность отгружать 12 вагонов в сутки - это 680 тонн в сутки. Наш элеватор загружен полностью. Для того, чтобы вывезти всю законтрактованную продукцию, нам нужно около 300 вагонов в месяц », - отметил он.

Другая станция, которой пользуется предприятие «Агропродсервис» - «Козова». Однако там компании приходится ждать отправления груза около двух недель из-за отсутствия маневровой тяги.

При имеющемся парке 2500 тяги, работает только 500 локомотивов, - заявляют в ассоциации. Зато количество вагонов-зерновозов на территории Украины динамично расте. ПАО «Укрзализныця» владеет около 11 500 вагонов, а частный парк бьет все рекорды, и уже насчитывает около 10 тыс вагонов-зерновозов, покрывающая значительную часть потребностей аграриев.

Из-за критической нехватки локомотивов происходят простои вагонов на станциях и элеваторах, а оборачиваемость вагонов ЦТЛ за последние два года выросла с 5 до 11 дней (частных - до 13), что приводит к нарушению экспортных контрактов. Также, стоит отметить, что последний капитальный ремонт многих локомотивов проходил в 90-х годах.

Укрзализныця приобрела дополнительно 30 локомотивов по контракту с General Electric, однако для существенного улучшения ситуации с железнодорожным перевозкам такого количества недостаточно.
«Валовое производство аграрной продукции продолжает расти, в то время как показатели УЗ по ее перевозке снижаются. К сожалению, быстрого улучшения ситуации мы не ожидаем, поскольку Укрзализныця не в состоянии в течение коротко времени инвестировать десятки миллиардов гривен в «тягу». Поэтому, единственным способом достичь существенного наращивания локомотивного парка является допуск на железнодорожные пути частной тяги, которая осуществляли маневровые работы и подвоз вагонов к опорным станций, а впоследствии и выезд на маршруты.

Железная дорога, в частности «Центр транспортной логистики», готовы сотрудничать с аграриями. Каждый понедельник представители УКАБ и других профильных ассоциаций проводят встречу с руководством ЦТЛ по актуальной информации на железной дороге и оперативное решение проблемных вопросов », - прокомментировал Роман Граб, координатор комитета логистики УКАБ.