Железнодорожные отгрузки зерна в феврале 2019 года

Основные тренды

В феврале текущего года общая тенденция роста транспортировки зерновых и продуктов переработки железнодорожным транспортом сохранилась. Так, по оценкам аналитиков Zernovoz.ua февральские объемы транспортировки грузов указанной  товарной группы составили 3,4 млн тонн, что на 17% выше показателя отгрузок аналогичного периода прошлого года. Однако в сравнении с прошлым месяцем все же наблюдается нисходящая динамика (-163 тыс. тонн). Всего, с начала 2019 года АО "Укрзализныця" доставила получателям более 7 млн 49 тыс. тонн зерновых грузов, что в целом превышает плановые показатели компании на 346 тыс. тонн.

Стоит отметить, что в начале февраля АО "Укрзализныця" подготовила помесячный план объемов перевозок грузов на 2019 год с учетом полученной от участников рынка информации. При этом директор по экономике и финансам АО «Укрзализныця» Андрей Рязанцев отметил, что выполнение заявленного плана перевозок возможно лишь при условии внедрения автоматической индексации железнодорожного тарифа на индекс цен промышленных производителей, сближение классов грузов, унификации стоимости порожнего пробега вагонов и изменений в тарифообразовании, которые позволят предприятию восстанавливать и содержать локомотивный парк и инфраструктуру в надлежащем состоянии.

Odoo изображение и текстовый блок

Ежемесячный график

Основным драйвером зерновых перевозок по-прежнему выступает активный вывоз кукурузы в направлении морских терминалов, доля которой в экспортном грузопотоке составляет более 70%. 

В помесячной динамике транспортировки зерновых и продуктов переработки за январь-февраль 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года наблюдается увеличение объемов на 17-18%.

В общий итог показателей объемов транспортировки железнодорожным транспортом включены: экспорт, внутренние, импорт, транзит.

 

 


Экспортные отправки зерновых железной дорогой составили более 3,0 млн тонн, в том числе 2,8 млн тонн было погружено в вагоны-зерновозы, 91 тыс. тонн – в контейнеры на фитинговых платформах. Стоит отметить, что в феврале погрузка зерновых контейнеров на платформы увеличилась на 37% по сравнению с прошлым месяцем и имеет стойкую восходящую динамику, что подтверждает возрастающий интерес участников рынка к данному виду перевозок.

На внутренних маршрутах за отчетный период было отправлено 375 тыс. тонн зерновых и продовольственных грузов, что на 32 тыс. тонн меньше показателя января (407 тыс. тонн). Показатели транзитных перевозок также снизились,  до 55 тыс. тонн (-12 тыс. тонн.)

Оборачиваемость

 Общий оборот вагона-зерновоза по сети УЗ в течение февраля составил 11,6 суток, тогда как за аналогичный период 2018 10,4 суток (+1,2 суток).

Оборот вагона собственности УЗ - 10,76 суток, за соответствующий период 2018 9,45 суток (+1,31 суток)

Оборот зерновоза других владельцев - 14,53 суток, за соответствующий период 2018 10,19 суток (+4,34 суток).

Odoo текст и блок изображение

Станции-лидеры


Odoo изображение и текстовый блок

Пятерка крупнейших станций месяца

Экспортные припортовые станции глубоководных портов Одессы и Николаева принимают основную нагрузку по приему и обработке зерновых грузов.

В феврале 2019 года топ-5 экспортных припортовых станций суммарно обработали 2,4 млн тонн, или до 80% всех зерновых грузов, предназначенных для отправки на внешние рынки.

Пятерка крупнейших станций выглядит следующим образом:

  • Черноморская-эксп. (для ТИС) — 633 тыс. тонн;

  • Одесса-порт эксп. — 593 тыс. тонн

  • Николаев-Грузовой эксп. — 472 тыс. тонн;

  • Черноморск-порт эксп. — 443 тыс. тонн;

  • Жовтневая эксп. — 286 тыс. тонн.

При этом в январе текущего года в указанных портах было выгружено 43 689 зерновозов в которых перевезено 2,53 млн тонн грузов. В том числе 23 926 зерновозов собственности АО «Укрзализныця» в которых перевезено 1,32 млн тонн грузов.

Погрузка и отправка всех объемов зерновых в феврале осуществляли 430 железнодорожных станций. Лидерами погрузки месяца уже по традиции стали станции Региональных филиалов Южной, Юго-Западной и Львовской железной дороги. Стоит также отметить, что в первую двадцатку станций-отправителей с наибольшим грузопотоком вошла станция Сватово, Регионального филиала Донецкой ЖД с объемом погрузки 30,4 тыс. тонн. Однако не смотря на короткое плечо доставки основными получателями зерна Донецкого региона не стали порты Азовского моря. Экспортеры отдают преимущество портам Николаев, Южный и Черноморск.

Основной элеватор: Элеватор Агро   Собственник: Агрейн

Станція признК-ть вагонівВага(тонн)
МИКОЛАЇВ-ВАНТАЖНИЙ (ЕКСП.)63742 555,28
ОДЕСА-ПОРТ (ЕКСП.)19813 374,90
ЧОРНОМОРСЬКА ( ЕКСП. ДЛЯ ТІС )1379 355,75
ЧОРНОМОРСЬК-ПОРТ-ЕКСПОРТ1258 326,51
ЖОВТНЕВА (ЕКСП.)956 377,25
ЧОРНОМОРСЬКА-ЕКСП.(ДЛЯ ОПЗ)543 563,82
КЕДАЙНЯЙ513 385,04
МИКОЛАЇВ-ВАНТАЖНИЙ522 015,55
БЕРЕГОВА391 872,38
КСЕНІЄВЕ (ЕКСП.)3195,94
Odoo изображение и текстовый блок

Малоактивные станции

В феврале текущего года АО «Укрзализныця» провела рейтинг-анализ грузовых станций по результатам работы во втором полугодии 2018 года и сформировало перечень малодеятельных станций. Соответствующий перечень из 301 станции компания составила на основании аудита и обнародовала  на официальном сайте. К малодеятельным станциям отнесли в частности те, которые во второй половине 2018 обслуживали в среднем менее чем 2,34 вагона в сутки.

 


«В случае непринятия органами местного самоуправления в течение 6 месяцев после обращения АО «Укрзализныця», решений о компенсации убытков из местных бюджетов или за счет предприятий, обслуживаемых этими станциями, АО «Укрзализныця», по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта , принимать решение о закрытии малодеятельных убыточных станций», - рассказали в компании.

Примечание: Данный материал основан на анализе как собственных данных zernovoz.ua, так и с использованием открытых данных и опросов представителей компаний. Материал предоставлен исключительно в информативных целях, и никакая информация, содержащаяся в представленных данных, не может служить основанием для каких-либо инвестиционных решений. Перепечатка или частичное использование материалов разрешается при условии наличия активной гиперссылки на источник информации zernovoz.ua открытой для индексирования поисковыми системами.

Александр Глущенко

Руководитель аналитического сектора

Zernovoz.ua