«Я хозяин авто и водитель в одном лице, стою с нового года. Не переживаю, что нет работы, потому что смог в сезон заработать. У меня расходы и запросы гораздо меньше, чем у держателей автопарков. Я еду за рентабельную ставку, без перегруза, потому как нет другой машины, чтобы перекрыть ремонт. Не нужно обвинять нас, что мы «рубим» ставку»
Рассказывает один из перевозчиков
Ставки на спот:
больших выигрышей автоперевозчики пока не видят
Эксклюзивно для медиахолдинга "Latifundist.com".
Стоимость грузовых автоперевозок в марте снова показала снижение от 5% до 10%, а в некоторых случаях и намного больше. В то же время перевозчики надеются, что начало уборочной кампании вернет тарифные сетки до обоснованных показателей на перевозку сельхозпродукции и в конечном итоге заказчик будет платить больше. Однако далеко не все на рынке сегодня готовы ждать подходящих для их предприятий ставок и соглашаются с предложениями грузоотправителей на пределе рентабельности.
Наибольшее влияние на тарифы автомобильных перевозок в марте оказывали понижающие предложения заказчиков (грузоотправителей) на рынке фрахта спотовых грузовиков, которые, по словам большинства компаний-перевозчиков, являются нерентабельными при высокой стоимости дизельного топлива — до 30 грн/л. Кроме того, существенно обострилась ситуация с нехваткой водителей в регионах на межобластные маршруты.
Вот почему основной тенденцией в краткосрочной перспективе на апрель можно выделить дальнейшее снижение рентабельности работы автотранспортных предприятий в сегменте малого бизнеса на фоне удорожания запчастей и дизельного топлива, вместе с этим — дальнейшее снижение тарифов на перевозки.
Вези 40 — заработаешь
Оживление цен зернотрейдеров на пшеницу и кукурузу в марте на площадках CPT также не стало драйвером к повышению фрахта грузовиков. Участились ситуации, когда небольшие перевозчики все чаще готовы оптимизировать расходы и ужиматься по заработку за счет наемных водителей, что позволяет минимизировать затраты и возить зерно без перегруза, а также брать заказы грузоотправителей по минимальным расценкам.
Однако не все перевозчики с этим утверждением согласны, поскольку, по их мнению, срочные заказы должны оплачиваться по «двойному тарифу» и с учетом возможных простоев в очередях на складах выгрузки. Ведь только перегруженный автотранспорт может быть рентабельным при нынешних расценках на перевозку.
Инициативы инициаторов
Для рынка важным событием марта являются, пожалуй, не только выборы Президента Украины, но и публичная поддержка главы Госслужбы по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность) Михаила Ноняка электронной петиции «Вынесение на рассмотрение проекта закона 6644 от 23.06.2017 (относительно соблюдения участниками рынка автомобильных грузовых перевозок норм законодательства в части весовых и габаритных параметров транспортных средств).
Хотя по сути эти нормы и так являются требованием Директивы Совета 96/53/ЕС от 25 июля 1996 года, которые Украина обязана была имплементировать во исполнение своих обязательств в соответствии с Соглашением об Ассоциации с ЕС еще в ноябре 2017 г. Однако ответственных лиц за подготовку нормативно-правовых актов, похоже, интересует больше их собственная судьба после выборов Президента, чем соблюдение принятых Планов действий Правительства в транспортной сфере.
Поэтому еще подождем...
«Возглавляемая мной Служба присоединилась к разработке этого законопроекта. Я как гражданин подаю свой голос за то, чтобы он был рассмотрен. И обращаюсь ко всем, для кого это важно, сделать так же», — написал Михаил Ноняк на своей странице Facebook относительно поддержки электронной петиции.
Основатель и руководитель компании Zernovoz.ua Александр Мащенко рассказал, что слабо верит в результативность инициатив в виде электронных петиций.
«К сожалению, в нашей стране законы так не принимаются. Перед тем, как выходить с петициями, нам нужно внутри сообщества перевозчиков прийти к пониманию того, что перегрузы в первую очередь душат самого перевозчика и вместе с дорогами убивают тарифы. Но до тех пор, пока есть возможность возить с перегрузом, демпинг заставит это делать многих. Это не вопрос морали или ценностей, а прежде всего вопрос рынка. Когда каждый перевозчик согласится с формулой «Я хочу отказаться от перегрузов и готов это сделать вместе со всем рынком», дороги станут лучше, работы станет больше, тарифы будут ровнее. Можно найти юридическую и политическую поддержку и постепенно двигать вопрос», — отметил Александр Мащенко.
Тем временем в сети активно обсуждают свежие фото со значительным перегрузом с приемки на терминалах, опубликованные самими участниками профильных групп. У одних перевозчиков рекордная погрузка и сдача груза вызывает гордость и поощрение, у других — возмущение.
Вес груженого автомобиля более 73 т
Однако нельзя сказать, что никаких результатов «борьбы» с перегрузами совсем нет. К примеру, за три недели в Днепропетровской области представители Укртрансбезопасности обнаружили около сотни перегруженных автомобилей. По сообщению Днепропетровской ОГА, в ходе штатных проверок на габаритно-весовых комплексах при въезде в Днепр было взвешено более 1000 фур, и каждая десятая машина шла с перегрузом.
На сегодняшний день работают два габаритно-весовых комплекса — на трассах Днепр-Решетиловка и Днепр-Кривой Рог и, как обещают в ОГА, еще один такой комплекс скоро начнет работать на трассе Днепр-Запорожье. Кроме того, идет строительство аналогичного комплекса в донецком направлении.
По нашей информации, 10% зафиксированного транспорта с перегрузом из общей массы транзитного транспорта — это верхушка айсберга. Поскольку реальные цифры и масштабы проблемы намного больше — от 35% и более в зависимости от видов перевозимого груза и автотранспортных предприятий, входящих в орбиту влиятельных политиков и бизнесменов.
Чего ждут перевозчики?
Многие ожидают, что повышение железнодорожных тарифов на грузоперевозки с 30 марта на 14,2% и прекращение обслуживания УЗ малоактивных станций приведет если не к фундаментальным, то значительным изменениям в логистике в сторону речного и автотранспорта, однако на сегодняшний день увеличение активности заявок грузоотправителей пока не наблюдается. Чего не скажешь о свободном тоннаже, который готов к перевозке, однако многие еще предпочитают отстояться две-три недели до повышения ставок. Его доля с нового года имеет стабильную динамику роста, и в марте впервые предложение транспорта в сервисе Zernovoz.ua превысила спрос на перевозку.
Очевидно, что предложение свободного тоннажа давит на ситуацию с фрахтовыми ставками на рынке. Операторы уже могут выбирать между «умными и красивыми»: теми, кто поедет с перегрузом, или кто отказывается и принимает «выжидательную позицию».
Итоги погрузки (март)
Несмотря на небольшую активность грузоотправителей в марте, тренды в грузопотоках не изменились.
Кукуруза — все так же наиболее востребованный к перевозке груз. Грузовые партии до 5 тыс. т пользовались популярностью из Черкасской области в порты Одессы при тарифном расстоянии в 470 км по среднему тарифу 650 грн/т. При этом в направлении Южного (терминал «ТИС-ЗЕРНО») заказчик нередко готов авансировать часть фрахта для скорейшей отгрузки.
Сумская область активно предлагала в марте вывоз с поля и маршрутом на терминалы Одесского порта («Олимпекс Купе Инт.») по ставке 700-750 грн/т.
А отправки из Полтавской и Тернопольской областей в Николаев оценивались в 680-800 грн/т. При этом, даже несмотря на увеличение заявок вывоза с поля, ставки, предложенные грузоотправителями, остаются в прежнем тарифном диапазоне. Перевозчики же на аналогичных маршрутах называют расценки гораздо выше — в диапазоне 960-1150 грн/т или 1,6-1,5 грн/т·км).
Семена подсолнечника — второй по популярности для автотранспорта груз. В марте текущего года наиболее активно отгружался на внутренних направлениях из Старобельска (Луганская область) в Херсонскую и Харьковскую области партиями до 7 тыс. т. Цена доставки предлагалась отправителями от 470 грн/т за 360 км маршрута, до 1040 грн/т при расстоянии 630 км.
В направлении Николаева из Днепропетровской области предложения на перевозку подсолнечника оценивались в 420-450 грн/т.
Пшеница наиболее активно отгружалась из Полтавской, Херсонской и Днепропетровской областей в направлении портов Николаева и Одессы. Так же, как и с кукурузой, заявленная операторами рынка стоимость перевозки в диапазоне 530-670 грн/т при маршрутах в 350-550 км неоднозначно воспринималась перевозчиками, которые оценивают подобные заявки от 680-до 820 грн/т.
Шрот — невысокая активность предложений на перевозку и незначительные объемы в марте. На коротком плече доставки до 200 км тариф на перевозку составил 360-440 грн/т без НДС или 1,76-2,22 грн/т·км). При этом зерновозы для перевозки шрота подсолнечника были наиболее востребованы в Кировоградской, Днепропетровской и Харьковской областях. На начало апреля появился спрос на транспортировку шрота подсолнечника из г. Полог (Запорожская обл.) в Луганскую область. При тарифном расстоянии в 440 км отправителями предлагается ставка 550-600 грн/т.
ТОП сельскохозяйственных грузов и наиболее популярные маршруты марта в сервисе Zernovoz.ua
В целом, пока железнодорожные проблемы особенно беспокоят зерновые рынки, многие перевозчики сельскохозяйственных грузов ожидают, что к началу нового сезона 2019/2020 МГ акценты в транспортном секторе сместятся на автомобильный и речной транспорт вслед за повышением стоимости ж/д логистики.
Однако, прежде всего, стоит задуматься над вопросами, насколько готова отрасль к активному приросту грузопотока на смежные с ж/д виды транспорта? Как привлечь и удержать профессиональных водителей на рынке от поиска работы в других государствах? Как увеличить оборачиваемость транспорта и уменьшить очереди на терминалах выгрузки? И самое главное: каким образом сбалансировать фрагментированный рынок зерновой логистики, чтобы зарабатывали и развивались все: от экспедитора и заказчика до предприятия-перевозчика.